АРТ-ТЕРАПІЯ

Арт-терапия  на уроках изобразительного искусства.

Идея о необходимости взаимодействия педагогики и психотерапии была обоснована еще в 1927 г. немецким психиатром А.Кронфельдом в статье “Психогогика, или Психотерапевтическое учение о воспитании”. Автор призывал к разработке такого метода, который нацеливал бы человека на духовное оздоровление и личностный рост. В качестве наиболее приемлемого и эффективного в работе с детьми психотерапевтического направления можно выбрать арт-терапию. Использование искусства как терапевтического фактора вполне доступно для педагога.
Хотя приоритет теоретического обоснования арт-терапии принадлежит зарубежным специалистам, наша отечественная педагогическая наука и народная педагогика имеют давний опыт использования изобретательного творчества в воспитательных, развивающих и коррекционных целях.
Термин “арт-терапия” (буквально – терапия искусством) был введен А. Хиллом (1938) при описании собственной работы с туберкулезными больными в санаториях .
По М. Либману, арт-терапия – это использование средств искусства для передачи чувств и иных проявлений психики человека с целью изменения структуры его мироощущения .
В Российской энциклопедии социальной работы указано, что арт-терапия – это способы и технологии реабилитации лиц средствами искусства и художественной деятельности . К средствам искусства относятся: музыка, живопись, литературные произведения, театр и т. д.
В основе современного определения арт-терапии лежат понятия экспрессии, коммуникации, символизации, с действием которых и связано художественное творчество .
Арт-терапевтические занятия  на уроках изобразительного искусства можно рассматривать как одну из инновационных форм работы с детьми.
Новизна опыта
  •  Я считаю что цель арт-терапии не научить ребенка рисовать, а помочь посредством рисования справиться с проблемами, вызывающими у него запредельные эмоции, дать выход творческой энергии. Учитель вооружает ребенка одним из доступных и приятных для него способов снятия эмоционального напряжения. Арт-терапевтическая работа в большинстве случаев вызывает у учащихся положительные эмоции, помогает преодолеть адаптацию и безынициативность, сформировать более активную жизненную позицию.
Форма организации деятельности: индивидуально-практическая.
Цель: развитие эмоционально-творческого восприятия мира через игру путем изображения по представлению и воображению.

Теоретическая обоснованность:
Методика   арт-терапии на уроках изобразительного искусства  базируется на убеждении, что внутреннее “Я” человека отражается в зрительных образах всякий раз, когда он спонтанно, не особенно задумываясь о своих произведениях, рисует, пишет картину, лепит. Принято считать, что образы художественного творчества отражают все виды подсознательных процессов, включая страхи, внутренние конфликты, воспоминания детства, сновидения. При их словесном описании у ребенка могут возникнуть затруднения. Поэтому именно невербальные средства часто являются единственно возможными для выражения и прояснения сильных переживаний.
  •  Арт-терапия является средством свободного самовыражения, предполагает атмосферу доверия, терпимости и внимания к внутреннему миру человека;
  • Продукты изобразительного творчества являются объективным свидетельством настроений и мыслей человека, что позволяет использовать их для оценки состояния, проведения соответствующих исследований
Гипотеза:
 С  помощью  арт-терапии  на уроках изобразительного искусства дети учатся понимать и анализировать свои эмоции, сознательно их вызывать, а следовательно, в определенной мере их контролировать.

Задачи:
·         Активизировать творческое начало у учащихся в передаче своих чувств и настроений путем воображения и представления.
·          Учить детей преобразовывать поступающую информацию путем творческой свободы;
·         чувствовать свой внутренний мир, прислушиваясь к себе, к своему организму.
Многим еще в детстве говорят, что не умеют рисовать. На самом деле процесс рисования естественен для каждого человека, задатки графика, живописца или скульптора есть у каждого. Рисование помогает осмыслить и привести к гармоничному состоянию свой внутренний мир.
Основные правила:
 1) неприемлемы команды, указания, требования, принуждение;
2) ребенок вправе выбрать подходящие для него виды и содержание работы, изобразительные материалы и собственный темп;

3) ученик может отказаться от выполнения некоторых заданий, вербализации своих чувств и переживаний, коллективного обсуждения и т.п. (способы включения детей в работу во многом зависят от педагогического такта и мастерства учителя);
4) запрещены оценивающие суждения, отметки, критика, наказания.

Арт-терапия – одна из составляющих широкой категории – терапии искусством.
Методика рассматриваемого понятия базируется на убеждении, что внутреннее “Я” человека отражается в зрительных образах всякий раз, когда он спонтанно, не особенно задумываясь о своих произведениях, рисует, пишет картину, лепит. Принято считать, что образы художественного творчества отражают все виды подсознательных процессов, включая страхи, внутренние конфликты, воспоминания детства, сновидения. При их словесном описании у ребенка могут возникнуть затруднения. Поэтому именно невербальные средства часто являются единственно возможными для выражения и прояснения сильных переживаний. Здесь можно говорить о некотором преимуществе арт-терапии перед другими формами психотерапевтической работы:
  • арт-терапия является средством свободного самовыражения, предполагает атмосферу доверия, терпимости и внимания к внутреннему миру человека;
  • арт-терапевтическая работа в большинстве случаев вызывает у людей положительные эмоции, помогает преодолеть апатию и безынициативность, сформировать более активную жизненную позицию;
  • арт-терапия основана на мобилизации творческого потенциала человека, внутренних механизмов саморегуляции и исцеления. Она отвечает фундаментальной потребности в самоактуализации – раскрытии широкого спектра возможностей человека и утверждения им своего индивидуально неповторимого способа бытия в мире.
При использовании арт-терапии предлагаются разнообразные занятия художественно-прикладного характера: рисование, лепка, выжигание, поделки из ткани, меха, природного материала. При этом специальная подготовка, талант исполнителей и художественные достоинства работ не столь значимы. Важны и сам процесс творчества, и особенности внутреннего мира человека.
Но сейчас арт-терапия приобрела педагогическое направление. Использование данного термина не связано буквально с лечением заболевания (как известно “therapia” в переводе с латинского означает лечение). Имеется в виду “социальное врачевание” личности, изменение стереотипов ее поведения средствами художественного творчества. Педагогическое направление связано с укреплением психического здоровья ребенка и выполняет психогигиенические (профилактические) и коррекционные функции.
Достоинством арт-терапии является “язык” визуальной и пластической экспрессии. Согласно восточной мудрости, “картина может выразить то, что не выразит и тысяча слов”. По мнению В.С. Мухиной и других исследователей, рисунок для детей является не искусством, а речью. Им свойственно стремление рисовать. Это – своеобразное экспериментирование с художественными символами в качестве заместителей реальных объектов. Посредством рисования реализуется потребность личности в самовыражении.
Исследования, проведенные под руководством Л.Д. Лебедевой, показали, что арт-терапевтические занятия позволяют решать следующие важные педагогические задачи .
Воспитательные. Взаимодействие строится таким образом, чтобы дети учились корректному общению, сопереживанию, бережным взаимоотношениям со сверстниками и взрослыми. Это способствует нравственному развитию личности, обеспечивает ориентацию в системе моральных норм, усвоение этики поведения. Происходит более глубокое понимание себя, своего внутреннего мира (мыслей, чувств, желаний). Складываются открытые, доверительные, доброжелательные отношения с педагогом.
Коррекционные. Достаточно успешно корректируется образ “Я”, который ранее мог быть деформированным, улучшается самооценка, исчезают неадекватные формы поведения, налаживаются способы взаимодействия с другими людьми. Хорошие результаты достигнуты в работе с некоторыми отклонениями в развитии эмоционально-волевой сферы личности.
Психотерапевтические. “Лечебный” эффект достигается благодаря тому, что в процессе творческой деятельности создается атмосфера эмоциональной теплоты, доброжелательности, эмпатичного общения, признания ценности личности другого человека, забота о нем, его чувствах, переживаниях. Возникают ощущения психологического комфорта, защищенности, радости, успеха. В результате мобилизуется целебный потенциал эмоций.
Диагностические. Арт-терапия позволяет получить сведения о развитии и индивидуальных особенностях ребенка. Это корректный способ понаблюдать за ним в самостоятельной деятельности, лучше узнать его интересы, ценности, увидеть внутренний мир, неповторимость, личностное своеобразие, а также выявить проблемы, подлежащие специальной коррекции. В процессе занятий легко проявляются характер межличностных отношений и реальное положение каждого в коллективе, а также особенности семейной ситуации. Арт-терапия выявляет и внутренние, глубинные проблемы личности. Обладая многосторонними диагностическими возможностями, она может быть отнесена к проективным тестам.
Развивающие. Благодаря использованию различных форм художественной экспрессии складываются условия, при которых каждый ребенок переживает успех в той или иной деятельности, самостоятельно справляется с трудной ситуацией. Дети учатся вербализации эмоциональных переживаний, открытости в общении, спонтанности. В целом происходит личностный рост человека, обретается опыт новых форм деятельности, развиваются способности к творчеству, саморегуляции чувств и поведения.

    Познавший себя человек – гуманен и способен жить по-человечески в изменяющемся мире; находить конструктивные способы преодоления трудностей и конфликтов, принимать ответственные решения.
Людьми движет творческая сила, позволяющая им распоряжаться собственной жизнью, становиться архитектором своей жизни.
    Обращение к мощному потенциалу искусства способствует более гуманным отношениям в социуме. Именно поэтому мое внимание привлекла арт-терапия, возможность самораскрытия ребенка в художественном творчестве.
    Арт-терапия давно уже покинула кабинет медика-психотерапевта, а также врача-реабилитолога и вышла в самые широкие народные массы. Она и диагностирует состояние человека, и лечит, и приносит то глубокое позитивное «ощущение себя», которое мы называем «счастьем»... А всё потому, что арт-терапия удовлетворяет самую главную фундаментальную потребность человека — потребность в самоактуализации...
    Школа – это особое образовательное пространство, один из основополагающих принципов которого – опора на актуальные потребности каждого ученика, повышение продуктивности его познавательной и творческой деятельности.
   Школьная среда способствует созданию социально-психологических условий для успешного обучения, но сложность программ и загруженность могут стать предпосылками для появления "психологически неблагополучных" школьников.

Задачи учителя в работе с учащимися :
- помочь сохранить психологическое здоровье в процессе изменения внутреннего мира;
- развить творческие способности, когда программы усложняются, а взрослые оценивают действия ребенка по ошибкам;
- сохранить познавательные интересы;
- преодолеть негативные представления о собственной личности.
Внутреннее «Я» человека проявляется в зрительных образах всякий раз, когда он спонтанно рисует, пишет картину, лепит скульптуру.
А почему именно арт-терапия?
Во-первых, рисунок позволяет проводить первичную диагностику состояния эмоциональной сферы человека.
Во-вторых, уже сам процесс рисования выполняет профилактическую и терапевтическую функции, приводя в баланс внутреннее состояние физических, психических и эмоциональных качеств в развитие ребёнка, и в этом процессе "ведущий” сам ребёнок.
В-третьих, при рисовании у ребёнка происходит развитие сложных движений кистей рук (в частности, вращательных) и тактильной чувствительности (осязания), производственного мышления, зрительно-моторной координации и глазомера.
В-четвёртых, рисование стимулирует развитие левого, образного полушария головного мозга ребёнка (следовательно, и образного мышления).
В-пятых, возможность показать плоды своего труда другим (например, вывесить рисунок на стену для всеобщего обозрения) наполняет душу ребёнка положительными эмоциями через осознание своего творчества, уникальности своего произведения, гордости за него и, в конечном счёте, за себя как автора.
Таким образом,  арт-терапия дополнительно способствует формированию положительной самооценки ребёнка и его позитивного отношения к окружающему миру,  развивает сенсорные способности, влияет на эстетическое развитие.
В свою очередь использование технологии «арт-терапии» (рисунок и рисование) позволяет развивать коммуникативные навыки ребёнка способность к сотрудничеству со сверстниками. Помимо всего прочего, арт-терапия – прекрасный способ безболезненно для других выразить свои эмоции и чувства.
Результат педагогической работы: не научить ребёнка рисовать, а помочь посредством арт-терапии справиться с проблемами, вызывающими у него запредельные эмоции (которые зачастую он не может вербализовать), дать выход творческой энергии. Ребёнок вооружается одним из доступных и приятных для него способов снятия эмоционального напряжения.
Арт-терапия  на уроках изобразительного искусства решает следующие задачи:
- «гармонизация» личности,
- помощь человеку в «самораскрытии и самореализации»,
-стимулирование «личностного роста»,
-работа с «духовным кризисом» .

Активное использование искусства как терапевтического фактора и тренинга эмоциональной сферы не только помогает детям, но и дает учителю толчок для творчества.
Дети на таких занятиях в созданном воображаемом сюжете активно играют с различными предметами, их не учат рисовать, брать "нужную" краску, лепить по образцу, им дают возможность создавать уникальное личное произведение.
Арт-терапевтические занятия помогают детям выражать свои мысли, чувства, настроения в процессе творчества Работа выстраивается таким образом, что личность и характер ребенка не обсуждаются, его не сравнивают с другими детьми, в общении не применяются негативные оценочные суждения. Акцент делается на продвижении ребенка в личностном росте посредством сравнения его с самим же собой.
Дети играют с красками, карандашами,  с любым материалом, который помогает создавать изображение. Главное – дать ребенку возможность создать собственное произведение.
Дети могут делать то, что в обычной жизни строго запрещено либо не принято, и они позволяют себе расслабиться. Удовлетворяется желание и интерес к разрушительным действиям, выплескиваются отрицательные эмоции, и дети становятся спокойнее. Работы являются объективным свидетельством настроения и мыслей ребенка.
Основные принципы арт-терапевтических занятий:
- поддерживать в ребенке его достоинство и позитивный образ "Я";
- говорить о ситуации, поступке и его последствиях, а не о личности и характере самого ребенка;
- отмечать сдвиги в личностном росте посредством сравнения ребенка с самим собой,  а не с другими детьми;
- не применять негативных оценочных суждений, отрицательного программирования;
- не навязывать ребенку способов деятельности и поведения вопреки его желанию;
- применять и одобрять все продукты творческой деятельности ребенка, независимо   от содержания, формы и качества;
- не утомлять занятиями;
- спользовать определенный ритуал занятия.
Преимущества элементов арт-терапии на уроках изобразительного искусства перед другими формами работы:
-арт-терапия является средством преимущественно невербального общения,
-изобразительная деятельность является мощным средством сближения людей;
-она позволяет использовать работы ребенка для оценки его состояния;
является средством свободного самовыражения;
-вызывает положительные эмоции, формирует активную жизненную позицию;
-основана на мобилизации творческого потенциала внутренних механизмов саморегуляции и исцеления.

Особенностями арт-терапевтического подхода являются:
1. в арт-терапии нет «правильного» или «неправильного», детям нужно чувствовать себя в безопасности, знать, что создание образов — это способ передачи своего опыта, мыслей и чувств
2. Дети являются своего рода экспертами. Упражнения созданы таким образом, что отправная точка — опыт каждого ребенка. В этом смысле дети — «эксперты» в отношении своих работ.
3. Важен вклад каждого из детей, он важен и уникален. Все работы нужно рассматривать с равным уважением, вне зависимости от профессионализма.
4. Рассказ о своей работе. Условия для рассказа и обсуждения работы ребенка не должны быть директивными.
Нельзя интерпретировать работу ребенка (это может делать только сам автор, по желанию), детей нельзя заставлять раскрывать больше, чем они того желают.
5. Основные правила. При работе с парой, группой или всем классом желательно установить основные правила. Их нужно выполнять с взаимным уважением, ценя вклад каждого, чтобы окружающая среда была безопасной, чтобы все дети хорошо себя чувствовали.
Два основных варианта использования арт-терапевтической работы на уроках изобразительн6ого искусства  – индивидуальная  и групповая  ,
например, указывает, что групповая арт-терапия:
  • позволяет развивать ценные социальные навыки;
  • связана с оказанием взаимной поддержки членам группы и позволяет решать общие проблемы;
  • дает возможность наблюдать результаты своих действий и их влияние на окружающих;
  • позволяет осваивать новые роли, а также наблюдать, как модификация ролевого поведения влияет на взаимоотношения с окружающими;
  • повышает самооценку и ведет к укреплению личной идентичности;
  • развивает навыки принятия решений.
Понятно, что составляющая термина “арт” акцентирует внимание на изобразительном творчестве. Однако в процессе работы зачастую используются музыка, движения, сочинение историй.
На уроках изобразительного искусства  методы арт-терапии связывают интеллект человека и его чувства, потребность в рефлексии и жажду действия.
 Используя  технологию арт-терапии  на уроках изобразительного искусства  я  преследовала  цели:
  • снизить эмоциональную тревожность,
  • повысить самооценку,
  • развить коммуникативные навыки,
  • способствовать развитию самосознания,
  • улучшить детско-родительские отношения,
  • способствовать закреплению положительных поведенческих реакций.
1. Темы, связанные с освоением материалов:
  • кляксы веселые и грустные,
  • добрая и злая клякса,
  • пугающие линии,
  • гномики-талисманы,
  • освободим слона.
2. “Общие” темы, позволяющие исследовать широкий круг проблем и переживаний участников группы:
  • нарисованная сказка,
  • мишка в рисунке.
3. Темы, связанные с исследованием системы отношений и образа “Я”:
  • мы люди – я человек,
  • автопортрет,
  • мое имя,
  • я и моя семья.
4. Темы для парных работ:
  • вместе веселее,
  • наша бабочка,
  • рукавички.
5. Темы, предполагающие совместную изобразительную деятельность участников группы:
  • удивительное путешествие,
  • семья динозавров,
  • открытки на память.
При рассказе участников о своих работах другие, как правило, воздерживаются от каких-либо комментариев или оценок, но могут задавать вопросы автору.
На этом этапе занятия педагог может дать собственные комментарии или оценки хода работы, ее результатов, поведения отдельных участников и т. д. Педагог может также задать вопросы автору, направленные на уточнение содержания его работы, а также его переживаний и мыслей.
Работа в классе  ведется самыми разными изобразительными материалами. Наряду с акварельными красками, карандашами, восковыми мелками используются также уголь, пластические материалы различной плотности и цвета, бумага разных форматов и оттенков, клей  и т. д.
В своей практике   по данной методике я использую  такие варианты работы как:
Работа с бумагой для создания коллажа
Области применения.
- Развитие представления о чём-то, посредством работы с бумагой.
- Отработка негативных чувств и ресурсов.
- Работа в команде – развитие сплочения.
- Развитие рефлексии.
 Первый этап. Если это индивидуальная работа, то участникам предлагается с помощью бумаги (различные журналы, цветная бумага, картон, фольга и т.д.), ножниц и клея создать образ чего-то, в зависимости оттого, какая тема предъявлена. Например: “Трудности в школе”, “Наш класс”, “Дружба”. Работа длится, пока звучит музыка.
Если это коллективная работа, то в зависимости от количества детей, класс разбивается на 2-3 команды. Лучше ставить в одну команду детей с разными статусами, с тем, чтобы отвергаемые и не принимаемые дети могли показать свою индивидуальность. После этого им также даётся тема и предлагается в течение некоторого времени создать коллективный рисунок, используя только бумагу, ножницы и клей.
Второй этап. Если это индивидуальная работа, то участникам предлагается рассказать о своей работе, о тех мыслях и чувствах, которые возникали по ходу. Если это коллективная работа, то участники рассказывают, что они создали, какие чувства и мысли возникали по ходу совместной работы, что для каждого означает полученный образ? Здесь акцент делается не только на том, что для каждого означает этот образ, но и на стиль взаимодействия между детьми. Важно проговорить, кто какой элемент делал, чья была идея, насколько было комфортно детям работать вместе, и хотели бы они что-либо сейчас изменить? В конце  я каждому  предлагаю  выбрать какой-то элемент на картине и от его имени рассказать о себе.
«Пальчиковая живопись»
 «Пальчиковая живопись» способствует развитию детской фантазии и тонкой моторики рук, дает наиболее сильное восприятие цвета (это тот случай, когда цвет можно «потрогать» руками), такой процесс рисования обостряет ощущения и стимулирует действия. Рисование пальцами дает огромный опыт и развивает ребенка, так как ничем не ограничивает его в выражении своего настроения и эмоций.
Техника "Монотипия".
Преодолеть психологические барьеры, негативные переживания, опасения, снять эмоциональное напряжение, тревожность - все это хорошо удается посредством техники "монотипия". Она выполняется красками на глянцевой бумаге, стекле или зеркале. Затейливые пятна-отпечатки - источник интересных ассоциаций. Работа над художественным образом пробуждает творческое воображение, фантазию, вызывает у участников философские размышления и глубокие чувства.

Темы последней из названных групп "Добро и зло", "Черное и белое", "День и ночь", "Судьба" позволяют развивать коммуникативные навыки, преодолевать социальную отчужденность, выстраивать гармоничные взаимоотношения с коллективом. В качестве примера упражнений, связанных с восприятием самого себя, назовем следующие сюжеты: "Автопортрет", "Линии жизни", "Каким меня видят люди", "Каким я вижу себя", "Прошлое. Настоящее. Будущее", "Сказочный герой" и др. Темы этой группы: "Я и моя зависимость", "Сны", "Детство", "Свобода", "Сокровенное желание" . В процессе художественной деятельности актуализируются эмоции и фантазии, отражающие травматический опыт личности и причины стрессового расстройства.


Результативность опыта включает в себя:
·         самосовершенствование личности;
·         развитие творческих способностей;
·         умения критически мыслить и принимать взвешенные решения;
·         сформированность навыков самостоятельной и групповой работ;
·         интерактивное включение учащихся в учебно-воспитательный процесс.



Участие в научно-практической конференции.

Подготовлены призеры муниципального уровня:
Ровенская Елена
Михеенко Анна
Коденец Юлия
Миленина Анастасия

Лауреаты краевого уровня:
Ровенская Елена
Михеенко Анна

Участие в муниципальной научно - практической конференции

год
Ф.И.
Название работы

место

2007

Ровенская Елена
Михеенко Анна

 Цветы Кубани.


1место

Коденец Юлия
Ковань Екатеринодара

1место
2009
Михеенко Анна
Мотивы кубанской  вышивки в современном женском костюме

2место
2011
Миленина Анастасия

Детская  литература  в  жизни современного  ребенка
1 место
2011
Миленина Анастасия

Проба пера. Сказки.
1 место





год
Ф.И.
Название работы

2010
Михеенко  Анна


2011

Миленина Анастасия


 Фестиваль детской литературы имени Корнея Чуковского - «Юные дарования»
Номинация  «Сказка в прозе»

2011
Тишков Владислав
 Конкурс  «Галерея Славы».
«Знаменитые земляки.
Хомякова Александра Николаевна»


Критерием усвоения материала и отслеживанием результатов успеваемости считаю написание творческих работ, мини - сочинений, стихотворений, коллективных работ. В процессе проблемного обучения формирую у учащихся творческие способности, воображение, интерес к познанию через использование интернет технологий, наглядность. Для индивидуальной работы составлен раздаточный материал по изобразительному искусству в виде карточек, кроссвордов, тестов по всем темам согласно календарно-тематического планирования.
Провожу недели изобразительного искусства, которые позволяют охватить всех учащихся школы, сотрудничество с  детской художественной школой  ст. Холмской (знакомство с творчеством Максименко А.М.- гончарное искусство, посещение выставок, открытых мероприятий  (2008, 2009,2010,2011), сотрудничество с  библиотекой ст. Холмской ( участие в открытых мероприятиях, подготовка материала к заочной литературно-краеведческой экскурсии «И слава  их в камне живет вечно» ,   к  уроку памяти  « И превратился в пепел город», «Сочи -2014». Участие в конкурсах, семинарах, выставках творческих работ, связанных с казачьей направленностью (2008,2009,2010,2011г).  Поддерживаем тесные контакты со  службой социальной защиты (благодаря помощи работников  соц. защиты организуем творческие  встречи, уроки- практикумы учащихся и сторожил ст. Холмской). Использую мультимедийные  учебники и  ТСО на каждом уроке, что позволяет повышать не только плотность и насыщенность урока, но и дает качественное 100% усвоение программного материала каждым учащимся. Добиваюсь стабильно высоких  результатов качества знаний- 100% успеваемость во всех классах.
Неоднократно делилась своим опытом и наработанным материалом по проведению уроков с учителями района на методических обучающих семинарах и мастер- классах (2007,2008,2009, 2010, 2011гг).










Выводы.

1.Методология арт-терапии  на уроках изобразительного искусства отражает интеграцию педагогики, психологии, искусства, комплекса гуманитарных наук (философии, антропологии, культурологии, этики, эстетики и ряда других) – тем самым значительно повышает образованность и общую культуру ученика.
2. Используя  технологию арт-терапии  на уроках изобразительного искусства 
можно правомерно представить как здоровьесберегающую инновацию, которая может проявляться на уровне образовательной программы, спецкурса, инновационной технологии, через систему методов спонтанного творчества, интегрированных с другими технологиями психологической и социальной работы.
Продвижение инноваций и новых технологий непосредственно связано с качеством образования.
3. Метод арт-терапии  подходит для работы с детьми  разной возрастной группы. Это превосходный метод работы с детьми с различными способностями, поскольку он позволяет каждому ребенку действовать на собственном уровне и быть оцененным за свой вклад.
 4.  Данный  метод может быть применен для развития навыков общения и является идеальным инструментом для повышения самооценки и укрепления уверенности в себе (и то и другое лежат в основе желания учеников «рисковать» в процессе обучения, делать ошибки и пробовать новое).
Его можно использовать для развития командного поведения и групповой сплоченности, он может помочь ребенку выразить то, для чего у него не находится слов, или то, что он не может озвучить. И это доставляет удовольствие!

   В ходе своей работы я  убедилась в результативности и несомненной пользе применения арттерапевтических приемов в работе:
1. устанавливается тесный психологический контакт всех членов процесса, появляется демократизм отношений;
2. у ребенка появляется чувство значимости, повышается самооценка;
3. воспитывается чувство коллективизма;
4. отмечается высокая степень активизации самостоятельной работы каждого ребенка (даже робкие включаются в работу);
5. на занятиях применяется индивидуальный подход к каждому ребенку;
6. создается комфортный психологический климат:  доброжелательность, открытость, откровенность, выслушиваются мнения каждого;
7. стимулируется творческий подход, рассмотрение вопроса с многих точек зрения;
8. формируется умение слушать и принимать чужую точку зрения; умение высказывать, отстаивать свою точку зрения;
9. идет развитие речи и коммуникативных навыков; умение четко и ёмко излагать свои мысли;
10. уменьшается чувство тревожности, повышается уровень внимания, снимается излишняя агрессивность.





Литература:
1.      Беккер-Глом В., Бюлов Э. Арт-терапия вАликсеанеровской психиатрической больнице Мюнстера// Исцеляющее искусство. 1999. № 1.
2.      Буко М.Е. Терапия творческим самовыражением. М., 1989.
3.      Ермолаева М.В. Практическая психология детского творчества. М., 2001.
4.      Копытин А.И. Основы арт-терапии. СПб., 1999.
5.      Лебедева Л.Д. Педагогические аспекты арт-терапии// Дидактика 2000. № 1.
6.      Психотерапевтическая энциклопедия/ Под ред. Б.Д.Карвосарского СПб., 1999.
7.      Практикум по арт-терапии/ Под ред. А.И.Копытина. СПб., 2000.
8.      Рудестам Р. Групповая психотерапия. СПб., 1999.
9.      Фигдор Г. Детская агрессивность// Начальная школа. 1998. № 11/12.
10.  Письмо Минобразования России от 22.02.99 № 220/11-12// Начальная школа. 1999. № 9. С. 3
11. . Аметова Л.А. "Формирование арт-терапевтической культуры младших школьников. Сам себе арт-терапевт". М., 2003.
12. 2. Берн Э. Люди, которые играют в игры. Психология человеческой судьбы. – В кн.: Игры, в которые играют люди. – СПб.: Лениздат, 2004
13. 3. Выготский Л.С. Психология искусства. М., 1965.
14. 4. Зеньковский В.В. «Психология детства» – М., 2000
15. 5. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. "Путь к волшебству, Теория и практика арттерапии". СПб.: Златоуст, 2005.
16. 6. Киселева М.В. "Арт-терепия в работе с детьми". СПб.: Речь, 2008.
17. 7. Копытин А.И. Арттерапия в общеобразовательной школе. Методическое пособие. СПб., 2005.
18. 8. Копытин А.И. Теория и практика арттерапии. СПб., 2002.
19. 9. Короткова Л.Д. "Арт-терапия для дошкольников и младшего школьного возраста". СПб.: Речь -2001.
20. 10. Лебедева Л.Д. "Практика арт-терапии: подходы, диагностика". СПб.: Речь, 2003.
21. 11. Мухина В.С. Детская психология. Апрель Пресс, М., 2000
22. 12. Осорина М.В. Секретный мир детей в пространстве мира взрослых. СПб, 2007.
23.  Роджерс Н. Путь к целостности: человеко-центрированная терапия на основе экспрессивных искусств. – Alien Art Studio, 1997. – www.ipk.alien.ru/copyright.html.
24.  Лебедева Л.Д. Теоретические основы арт-терапии подростка. – www.ipk.alien.ru/copyright.html.



Книги, интересные для тех, кто хочет применять методы арт-терапии в своей работе или жизни.



1. Вачков И.В. Сказкотерапия. Развитие самосознания через психологическую сказку. – М.: Ось- 89, 2007. -144 с.

2. Гребенщикова Л.Г. Основы куклотерапии. Галерея кукол. – СПб.: Речь, 2007. - 80 с.

3. Ефимкина Р. П. Пробуждение Спящей красавицы. Психологическая инициация женщины в волшебных сказках. Монография. - СПб.: Речь, 2006. - 263 с.

4. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Формы и методы работы со сказками. - СПб.: Речь, 2008. – 240 с.

5. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Основы сказкотерапии.

6. Киселева М.Б. Арт-терапия в работе с детьми: Руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми. - СПб.: Речь, 2006. – 160 с.

7. Притчи, сказки, метафоры в развитии ребенка. - СПб.: Речь, 2007. – 296 с.

8. Сакович Н.А. Технологии игры в песок. Игры на мосту. СПб.: Речь, 2008. - 176 с.

9. Ткач Р.М. Сказкотерапия детских проблем. СПб.: Речь; М.: Сфера, 2008. - 118 с.

10. Чех Е.В. Я сегодня злюсь. Расскажи мне сказку. – СПб.: Речь; М.: Сфера, 2009. – 144 с.

11. Зинкевич-Евстегнеева Т.Д. Мастер сказок. 50 сюжетов в помощь размышления о жизни, людях и себе для взрослых и детей старше 7 лет. - СПб.: Речь. 2012. - 220 с.

12. Пезешкиан Н. Торговец и попугай: восточные истории и психотерапия. – М.: Институт позитивной психотерапии, 2006. – 160 с.

13. Дженнингс, Минде “Сны, маски и бразы”

14. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д., Грабенко Т. М. “Практикум по креативной терапии”

15. Копытин А. И. “Групповая арт-терапия”

16. Копытин А.И. “Арт-терапия. Хрестоматия”

17. Копытин А.И. “Практикум по арт – терапии”

18. Копытин А.И., Беверли Корт “Техники телесно-ориентированной арт-терапии”

19. Лебедева Л.Д. “Практика арт-терапии подходы, диагностика, система занятий”

20. Медведева Е.А. “Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании”

21. Пурнис Н. Е. “Арт-терапия в психологическом сопровождении персонала”

22. Шеффер М.”Практика оригинальной цветочной терапии”

23. Юнг К.”Человек и его символы”






Немає коментарів:

Дописати коментар